Между миром явлений, подчиняющим человеческую волю законам природы,— царством того, что есть,— и моральным миром, в котором господствует свободная воля человека,— царством того, что должно быть,— в своей «Критике силы суждения» он поставил в качестве посредствующего звена царство искусства.

Если прежняя эстетика отводила для искусства область плоского подражания природе или сливала его с моралью, или видела в нем прикровенную форму философии, то Кант показал, что здесь мы имеем дело со специфической и изначальной способностью человека. Он сделал это в глубоко продуманной, а потому художественно построенной системе, богатой широкими и далекими перспективами.

Отдел третий.

Французская революция и ее последствия.

Французская революция.

Великая французская революция, разразившаяся в 1789 г., благодаря ее воздействию на Европу, опять возвратила историческую жизнеспособность Германии, пропадавшей в болоте феодализма.

В этой революции, боровшиеся между собою классы, и партии впервые отбросили всякое религиозное облачение и сражались в чисто-светских формах, открыто заявляя о своих чисто-светских целях. Благодаря этому христианство, как всемирно-историческое явление, вступило в свою последнюю стадию.