По Лессингу, религиозная вера — частное дело каждого индивидуума, и никто не может вмешиваться в это дело и ставить препятствия. Но по той же причине никто не должен докучать со своей религиозной верой другим людям. Положением, что религия — частное дело, предполагается другое положение,— что необходимо бороться со всякой религией, какова бы она ни была, если она захочет сделаться уздой для научного исследования, оружием социального угнетения.

Гердер. Молодые годы Гёте и Шиллера.

В ближайшей связи с Лессингом, и, однако, в своеобразной противоположности к нему, стоит Иоганн-Готфрид Гердер (1744—1803 г.). Он родился в Морунгене, маленьком городишке Восточной Пруссии, и был сыном нищенски бедного церковного служителя. Его юность была отравлена драчливым школьным учителем, — ортодоксальным духовным лицом, которое, надев на себя маску благодетеля, эксплуатировало рабочую силу детей, — и в немалой мере мучительным гнетом «красного галстука», которым прусский военный деспотизм отмечал свои жертвы уже с детского возраста.

Гердер избежал этой беды, когда один хирург из русских войск, во время Семилетней войны занявших Морунген, взял его с собой в Кёнигсберг. Здесь Гердер решил обратиться к изучению богословия, не по каким-либо внешним побуждениям, а по внутреннему влечению.