Не меньшее отсутствие предвзятости обнаруживал Лессинг по отношению к английской литературе. Примыкая к английским образцам, он написал мещанскую трагедию «Мисс Сара Сампсон»; какие бы эстетические возражения ни вызывала она, современники почувствовали, что это — социальный акт. Как драматические шедевры, и теперь еще живы комедия Лессинга «Минна фон Барнгельм» и его трагедия «Эмилия Галотти»: первая — солдатская драма, но глубоко проникнутая буржуазным духом, который мужественно показывает здесь зубы прусскому деспотизму; вторая — ужасающе меткое изображение заскорузлой германской тирании; но, чтобы поставить трагедию на германской сцене, Лессингу пришлось перенести ее действие в Италию.

Правильное понимание теологической борьбы, наполняющей последние годы жизни Лессинга, тоже возможно лишь притом условии, если оценить ее с социальной точки зрения. Как передовой борец буржуазии, Лессинг выступал против ложных и половинчатых, шатких и трусливых просветителей, которые, не решаясь произвести полное размежевание между философией и теологией, только тормозили действительное освобождение умов, так как они переплетали философию и теологию, и вместо старого ортодоксального лютеранства проповедовали разумное христианство, о котором Лессинг по справедливости говорил, что не знаешь, где же здесь христианство, и где разум.