Положение в Испании было такое же, как во Франции,— там даже церковная инквизиция превратилась в полицейское орудие королевской власти. Таким образом, эти страны сумели освободиться от папской эксплуатации, и мысль о полном отделении от папства была тем более далека от них, что теперь они могли помышлять о том, как бы самого папу превратить в свое орудие и, пользуясь им, достигнуть господства над всем христианским миром. Сделавшись владыками над папой, они хотели бы подчинить христианские народы своей эксплуатации.

По этим причинам, а не вследствие своей умственной отсталости, как рассказывают буржуазно – протестантские исторические книги, Италия, Франция и Испания остались католическими. Было бы совершенно ошибочно видеть в реформации, стремившейся к полному разрыву с Римом, явление по существу интеллектуального характера, борьбу высшего протестантского умственного развития против католической отсталости. Так как Италия, Франция и Испания были странами наиболее развитыми в экономическом отношении, то они были наиболее развитыми и в умственном отношении; нигде чисто светская образованность той эпохи не стояла на таком высоком уровне, как именно в Италии,—

но Италия тоже осталась ревностно католической страной по тем же причинам, как только что упомянутые страны.

Светское образование возникло, прежде всего, в Италии.