Справедливости ради надо сказать, что подобные попытки предпринимались неоднократно. Интерес к личности Людвига II наглядно демонстрирует количество литературных произведений, появившихся спустя всего лишь 25 лет после его трагической кончины (к «юбилейному» 1911 году). «Катюль Мендес изобразил его в романе "Король-девственник", Густав Кан осмеял в "Короле-безумце". Бодлер окружил его мученическим ореолом. Итальянский поэт Д’Аннунцио говорит о нем в "Девах скал", Бьёрнсона долго искушала мысль использовать жизнь Людвига как сюжет для драмы. На книжном рынке Европы появляются все новые и новые книги, авторы которых пытаются осветить его личность — каждый по-своему.

В начале нынешнего года (1911-го. — М. З. ) во Франции напечатано сочинение под названием "Романтическое путешествие к Людвигу II", в Норвегии Клара Тшуди выпустила обстоятельную биографию баварского короля. Затем в Германии Штильгебаур написал роман "Пурпур", в центре которого стоит фигура Людвига II. И тем не менее жизнь этого красивого, временами просто обаятельного человека представляется до сих пор загадочной во многих отношениях». Перечисление этих, далеко не единственных произведений, посвященных баварскому королю, приведено здесь не случайно.

Действительно, количество художественных трудов — от поэм до романов — впечатляет. Искусство и литература «рисовали» портрет Людвига II гораздо активнее, чем это делали обстоятельные научные биографии. (Кстати, опубликованные на сегодняшний день научные исторические труды написаны почти исключительно немецкими авторами. )