Два пути в Рим: Гёте и русский «гётеанец» Вяч. Иванов

«Все дороги ведут в Рим», — гласит известная пословица, в который раз подтверждая народное восприятие Вечного города как начала начал и одновременно финала любого пути. Итальянское путешествие Гёте ознаменовало его новое рождение как человека и художника. Именно здесь Гёте, по его собственным словам, понял свое человеческое предназначение. Именно в Риме он иначе стал воспринимать природу, историю и искусство. Значение его римских и итальянских впечатлений трудно переоценить: все творчество зрелого Гёте так или иначе определяются ими.

Даже в виде непосредственных откликов на путешествие — это огромный творческий пласт. «Italienische Reise» Гёте — не только «Romische Elegien» (1788-1790), «Das Romische Karneval» (1789), но и дальнейшие размышления, материалы, воспоминания, которые дополнялись и публиковались до 1828 года.

Поездка Гёте в Италию в 1786 году была своего рода побегом — так неожиданно и стремительно он покинул размеренную жизнь курортного Карлсбада, чтобы более двух лет не возвращаться в Германию.