А. Луначарский в статье «Г.В. Плеханов как литературный критик» (1930), признавая, что Плеханов «считался также с теорией возрастов, которая сейчас в некоторой степени возрождается в сочинениях Шпенглера», подчеркнул американское, по его мнению, происхождение этой идеи. «Мы совершенно отбрасываем всякие теории циклов а-ля Шпенглер.

Нет, прогресс человечества есть настоящее шествие вперед», — писал он.

Нельзя не заметить, что здесь, как в теории о двух культурах, словно подразумевается наличие двух типов «прогресса» — буржуазного (западного) и революционного.

Субъективное ощущение «заката Европы» не покидало даже временных эмигрантов из советской России. В феврале 1925 года М. Горький писал М. Пришвину из Сорренто: «.закат Европы, на мой взгляд — факт неустранимый, хотя, конечно, закатывается она не по Шпенглеру.

Устали здесь люди, живут — несерьезно, а как-то — без главного. Особенно ясна эта усталость и в отсутствии „главного в литературе, в живописи,

вообще — в искусстве