Гибель Атлантиды представала в более ранней работе Иванова «Древний ужас» как олицетворение двух апокалипсисов, которые он противопоставлял друг другу: гибель «великой блудницы» — воплощение языческого апокалипсиса, связанного с прошлым, с «пророчеством памяти», и апокалипсис христианский, который все переносит в будущее и «пророчествует в Надежде». Здесь же Иванов связал расцвет «женского владычества» («хаотических и оргийных энергий») с мифом об Атлантиде.

В центре размышлений о матриархате оказывалась известная книга И.-Я. Бахофена «Материнское право», которая была хорошо знакома Иванову; Гауптману же она послужила творческим импульсом для написания романа «Остров Великой матери». (Напомним, что Великая мать [Мать всех богов]) названа в книге Иванова «Дионис и прадионисийство» «со- престольницей» Диониса.) В книге Бахофена движение от материнского к отцовскому «праву» является, по сути дела, движением от дионисийского к аполлоническому началу, проходящим промежуточную «дионисийско- фаллическую» фазу.

В романе Гауптмана снова изображается кораблекрушение, снова мать-земля спасает своих «детей». Но на этот раз спасенные оказываются

на прекрасном острове, где все цветет, плодоносит и благоухает, как в раю.