Но сама идея заката как залога обновления появилась уже в цитируемой статье о «Братьях Карамазовых», где выражалась надежда на возможность проявления европейского заката в качестве духовного процесса, который будет «разыгрываться лишь внутри, лишь в душевных недрах поколения, лишь в переиначива- нии устаревших символов, в переоценке душевных ценностей».

Здесь Гессе заметно сближается с Гауптманом, ведь герой его «Атлантиды» именно на этом пути обретает действительное спасение. Ассоциативный символический ряд: гибель Атлантиды — гибель океанского лайнера (в первоначальном восприятии героя — «быстро и уверенно плывущего огромного корабля цивилизации, на капитанском мостике которого стоит Интеллект» — А.— дополняется третьим компонентом — видением всемирного потопа.

Следует заметить, что само стремление соединить миф об Атлантиде с преданием о всемирном потопе являло собой не только отвлеченную образную ассоциацию, но и, по замечанию Вяч.Иванова, «мечтательную надежду» разгадать тайны истории.