Эта страсть Гауптмана была настолько известна, что у него появился даже свой «эк- керман»: после недолгих уговоров некто Йозеф Шапиро добился согласия писателя на запись бесед с ним. В результате появилась книга «Разговоры с Герхардом Гауптманом», вышедшая в Берлине в 1932 году.

Характерно, что в игровой диалог по образцу «Гёте — Эккерман» был включен и Вяч. Иванов.

В 1921 году его ученик Моисей Альтман в своем дневнике уподобил его Гёте и сообщил, что он «мудрее», чем Эккерман, записывает свои разговоры с учителем.

Записи, которые делал Альтман, вызывали в разное время разную реакцию Иванова — вплоть до раздражительной (ему казалось, что ученик «эксплуатирует», даже «тиранит» его), но в конечном итоге дело было завершено, хотя «Разговоры» увидели свет лишь в 1995 году.

Дионисийский лейтмотив позднего творчества Гауптмана конечно не был инспирирован только Ницше, романтиками и Гёте, но и свидетельствовал о личных пристрастиях к античности.