Одним из первых путешествий начинающего писателя было путешествие в Италию в 1883 году; время после своей первой женитьбы в 1884 году он провел в Риме. И все же античный миф, дионисийский «аспект мира» как таковой явно приобрели

в сознании Гауптмана особую окраску в духе немецкого мистицизма, обретшего новую жизнь в первые десятилетия XX века. Ряд наиболее значительных романов Гауптмана иллюстрирует это положение.

«Грядущий бог» Гаутмана из романа «Иммануэль Квинт, или Юродивый во Христе» (1901-1910) ощущает себя богочеловеком, пройдя искушения, сходные с искушениями действительного Христа. Но среди них едва ли не главные — «Пан-Дионис» и «пышногрудая Ева». Пастор из романа «Еретик из Соаны» (1911-1918) находится в мучительном плену противоречий между христианской религиозностью и чувственной природой и освобождается только через чувственную любовь к грешнице.

Возлюбленные ощущают себя Адамом и Евой в раю; они приобщаются к некой высшей религиозности и словно слышат «дионисийскую» песнь самой природы.

Требуют упоминания и еще два романа Гауптмана: «Атлантида» (1912) и «Остров Великой матери» (1924).