Вместе с тем несомненно, что столь резкий разрыв с «растворяющей» художественный образ повседневностью явился следствием долгих размышлений и духовных странствий.

Вяч. Иванова, которого В. Жирмунский называл «учителем русского реалистического символизма» и в «итальянском» смысле с достаточным основанием можно причислить к русским «гётеанцам». Он также пережил

Рим как судьбу, словно подспудно вызревавшую в его предчувствиях и размышлениях. Однако в данном случае наиболее важно, что путь в Рим пролегал для Иванова через Германию. Это происходило в прямом смысле: с 1886 по 1891 год Иванов изучал античную историю в Берлине под руководством известного профессора Г. Моммзена, потом с 1892 по 1895 года путешествовал по Италии, а затем по другим странам Западной Европы. Но это верно и в переносном смысле: наряду с Италией, особым пунктом притяжения в «духовной географии» Иванова неизменно оставалась Германия — стихия немецкого романтизма и Гёте.

В 1924 году Иванов окончательно покинул Россию — «третий Рим», чтобы навсегда переселиться в Вечный город, где он собирался «жить и умереть».