Это позволило Ленину назвать «Вехи» «энциклопедией либерального ренегатства», созданной с целью «восстановить религиозное миросозерцание».

В свете данной Лениным политической оценки весьма примечательна попытка К. Грасиса — автора статьи о русских «вехистах»-«шпенг- леристах» — доказать западное происхождение их мировоззрения (среди «учителей» упоминались, в частности, Бабёф, Сен-Симон, Прудон) и одновременно подчеркнуть их «запоздалое славянофильство». Указывая на роль Шпенглера в «открытии славянофильских идей на Западе», Гра- сис заключал: теперь «наши модернизированные попы могут дерзать водрузить свое знамя 1909 года на пепелищах Европы».

Следует заметить, что еще в 1915 году, в то время, когда Шпенглер работал над первым томом «Заката Европы», русский философ В. Эрн, автор известной книги «Борьба за Логос» (1911), опубликовал произведение с характерным названием: «Время славянофильствует.