Так, устремленность к «стихии жизни», «естеству существования», в глубину человеческого подсознания и, наконец, к утверждению «всеединства» — божественной гармонии всего

существующего, — выражая общие направления русской мысли, ассоциировались, например, в значительной степени с именами Достоевского, Ап. Григорьева, К. Леонтьева, В. Розанова, Вл.

Соловьева.

Собственно философское обоснование тенденция антирационализма получила уже в 1874 году в программном сочинении Вл. Соловьева «Кризис западной философии (против позитивизма)», где логика жизни противопоставлялась чистому мышлению, а логические противоречия возводились к противоречивости бытия. Отвергающая позитивизм философия всеединства была реакцией и на сухой религиозный догмат, ощущением необходимости его живого переосмысления.

Отрицание же догматической философии с ее «закрытыми горизонтами» — не только позитивизма, но и старой метафизики — снимало различие между философией и искусством. «Философия есть искусство, стремящееся прорваться сквозь логическую цепь умозаключений и выносящее человека в безбрежное море фантазии.» — писал А. Шестов в 1905 году.