Захваченный стихией русской истории и русского народного творчества, Толстой в своих художественных произведениях нередко противоречил собственным «западническим» убеждениям. Примером может служит известное стихотворение «Государь ты наш батюшка.» (1861), написанное в фольклорном стиле и посвященное Петру Великому, который якобы «заварил кашу», соленую и крутую из «сорной» заморской крупы, расхлебывать которую придется русским «детушкам».

«Петр I, несмотря на его палку, был более русский, чем они (славянофилы. — Г.Т.), потому что он был ближе к дотатарскому периоду. Отрекаюсь торжественно от моей песни, которая в свое время имела большой успех: Государь ты наш, батюшка, Государь Петр Алексеевич.» — писал Толстой М.М. Стасюлевичу уже в 1869 году Вместе с тем в более поздней былине «Поток-Богатырь» (1871), герой которой мог засыпать богатырским сном на долгие годы и благодаря этому переноситься из до- татарской Руси в московскую, Толстой с близкой славянофилам убежденностью противопоставил гуманности, коммуне, и особенно прогрессу (впрочем, возможно, нигилистскому его толкованию) — древнерусский коллективный разум:

Я не знаю, что значит какой-то прогресс,

Но до здравого русского веча Вам еще, государи, далече!