Хотя Шопенгауэр (1788—1860 г.), несмотря на все свои причуды, был гениальным умом и последним великим представителем германской философии, однако, он же был и первым модным философом буржуазии, который своими рассуждениями заглушал в ней всякое угрызение нечистой совести, возбуждаемое ее изменой революции.

К пятидесятым годам относится и период расцвета одного великого драматурга. Именно в пятидесятых годах Фридрих Геббель (1812—1863 г.) создал ряд трагедий: «Ирод и Марианна», «Агнеса Бернауэр», «Гиге и его кольцо», «Нибелунги». Хотя эти трагедии по художественной силе превосходят классические драмы Шиллера, однако, они далеко уступают последним по своему национальному значению. Они прошли почти незамеченными, хотя Геббель питал большую преданность контрреволюции и своими глупыми выпадами против социализма действовал вполне в духе своей капиталистической эпохи. Еще меньше внимания привлек к себе Готфрид Келлер (1819—1890 г.), который написал свои наиболее значительные произведения тоже в пятидесятых годах, да притом еще в Берлине, где он, уроженец Швейцарии, жил в то время.

Это был тоже настоящий поэт, совершенно чуждый распространявшемуся шахермахерству, по заслугам за это наказанный со стороны последнего пренебрежением и презрением.